деревянная скульптура
понедельник, 9 апреля 2012 г.
Начало коллекции было положено в далекие 20-е
годы XX века. С 1923 по 1926 год было организовано 6 экспедиций по сбору
предметов искусства и старины. Исследователи осматривали и брали
на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах заброшенные
деревянные скульптуры.
Собиратель и исследователь коллекции Пермской
деревянной скульптуры — Николай Николаевич Серебренников, так
вспоминал свою первую встречу с деревянной скульптурой:
«Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот
случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г.
Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской
околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни
окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни,
но и створки дверей.
Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно
увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали
пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться —
скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно
удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком,
быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как
заведующий музеем, без промедления это сделал».
Для справки:
Никола́й Никола́евич Сере́бренников (8 июля 1900 — 21 мая 1966) — искусствовед, посвятивший свою жизнь собиранию и изучению пермской деревянной скульптуры, основатель Ильинского районного краеведческого музея. Организовал ряд экспедиций на север Пермской области. В ходе одной из экспедиций, в 1923 году было найдено 248 самобытных деревянных скульптур и множество шедевров древнерусского искусства, которые впоследствии стали основой всемирно известной коллекции деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи. В 1928 году было опубликовано исследование Н. Н. Серебренникова «Пермская деревянная скульптура».
В первую экспедицию Николай Серебренников
отправился вместе со своим учителем Александром Константиновичем
Сыропятовым (этнографом, краеведом, одним из организаторов музейного
дела в Прикамье). Первая экспедиция прошла по маршруту Пермь —
Ильинское — Кудымкар — Пожва — Пермь, тогда в галерею привезли
16 деревянных скульптур. В сентябре 1923 года экспедиция отправилась
в Чердынский и Соликамские районы — самые богатые памятниками старины.
Собранное за год было так необычно и интересно, что
музей стал готовить выставку. Так открылась первая экспозиция
Пермской деревянной скульптуры, которая быстро стала известной
и вызвала огромный интерес у историков и искусствоведов.
Пермская деревянная скульптура, созданная руками
простого человека вобрала в себя местные этнические черты населяющих
Прикамье народов — коми-пермяков, татар. Сам типаж находился подчас
в реальном окружении резчика. Чтобы убедиться в этом рассмотрим
некоторые экспонаты подробнее.
Одна из самых ярких скульптур в плане
«портретности» — Иисус в синем хитоне — простой коми-пермяк.
Европейский сюжет на нашей территории получает необычное прочтение —
в иконографии мученическая одежда синяя, а у нас это крестьянская
коми-пермяцкая одежда — шабур, которая действительно была именно такого
цвета, домотканая, подпоясанная кожаным ремешком, лицо у него тоже
коми-пермяцкое.
Не менее выразителен Иисус на распятии,
привезенном из Усолья — снова видим ярко выраженный монгольский тип
лица. С этим распятием связана чудесная легенда, записанная в первом
издании 1928 года книги Николая Серебренникова «Пермская деревянная
скульптура». Первоначально распятие находилась в Пыскорском монастыре,
древнейшем на Урале, основанном еще Аникеем Строгановым. Когда
скульптуру выносили из храма, она упала в Каму и по реке
самостоятельно приплыла в Усолье, где ее и вытащили из воды, чтобы
перенести в храм.
Активную поддержку Серебренникову оказывал нарком
просвещения А.К. Луначарский, с его помощью в 1928 году удалось издать
книгу «Пермская деревянная скульптуры». Появление книги стало огромным
событием в научной и культурной жизни, сразу после выхода ее в свет
Серебренников получает награду — премию Народного комиссариата
по просвещению РСФСР.
В последующие годы собирание деревянной скульптуры
продолжилось, но уже вне экспедиций по краю — в основном скульптуры
поступали от частных дарителей.
На сегодняшний день коллекция Пермской деревянной
скульптуры составляет чуть более 500 ед. и является самым большим
и известным собранием религиозной скульптуры в России, собранная
только с территории Пермского края, в основном с северных районов.
источник
http://afisha.prm.ru/News/d_skulptura
2 коммент.:
más allá de las creencias, ¡qué arte de esculturas!
saludos
Ciao, grazie per esserti messo tra i miei follower. Purtroppo non conosco il russo ed i traduttore fa fatica e renermelo in italiano. Posso però ammirare le tue belle fotografie. Cercherò di venire più avanti e ti invio un cordiale saluto.
Отправить комментарий